Казинформ, Астана,
28 апреля 2024 г.
Реформы в ОСМС: чего ждать казахстанцам и повысится ли качество медуслуг 306 просмотров
Постоянные нарекания вызывает у казахстанцев действующая в стране система обязательного медицинского страхования. Регулярные взносы в фонд с зарплаты каждого работающего и постоянный рост финансирования, пока не сделали отечественную медицину ни доступней, ни качественней, передает корреспондент агентства Kazinform.
Ожидание и реальность
Ощутимое несовпадение ожидания и реальности стало заметно уже в первый год запуска системы ОСМС, действующей в Казахстане с января 2020 года. Очень скоро стало понятно, что далеко не всегда человек, имеющий страховку, может обратиться в любую клинику и получить любую медицинскую помощь, как предполагалось изначально. Происходит это из-за ограничений в перечне оказываемых медицинских услуг.
Кроме того, чтобы воспользоваться услугами в рамках ОСМС, нужно прикрепиться к одной из поликлиник, дождаться приема у участкового терапевта, который и должен дать направление на прием к нужному специалисту. Получить его сразу удается далеко не всегда, но и получив заветный листочек с именем нужного врача, на скорое свидание с ним рассчитывать не стоит. Как правило, ждать визита приходится не меньше 1-3 недель. Или обслуживаться платно. Точнее платить дважды — за обязательное медстрахование и визит к частному специалисту.
Ожидаемо, что очень скоро система ОСМС подверглась критике со стороны казахстанцев, жалующихся на ее неэффективность. Очереди, приписки и невозможность своевременного получения медуслуг, регулярно становятся причиной недовольства населения.
Голос народа и критика властей
Очередную волну возмущения казахстанцев вызвала инициатива Минздрава, связанная с увеличением процента взносов в фонд медстрахования для казахстанцев, чей ежемесячный заработок превышает 850 тысяч тенге. За три месяца с момента публикации проекта на сайте «Открытые НПА», по поводу предлагаемого нововведения и системы ОСМС в целом, высказались более 500 человек. Подавляющее число комментаторов оказались против идеи повышения взносов.
Критикуя ОСМС, многие казахстанцы высказываются за то, чтобы система обязательного медстрахования имела накопительный характер.
О неэффективном использовании ресурсов, которое приводит к серьезной финансовой перегрузке отрасли, уже не единожды высказывался и Президент страны.
— В 2024 году на здравоохранение будет направлено 2,6 трлн тенге. При этом существенного повышения качества и доступности медицинской помощи пока не происходит, — отметил Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании Правительства в феврале текущего года.
О необходимости серьезного переформатирования системы ОСМС заявил и Глава правительства Олжас Бектенов, считающий, что увеличение финансирования системы обязательного медстрахования «при таком неэффективном расходовании средств, приписках — недопустимо».
Жалобы и штрафы
Более 500 жалоб на несвоевременность оказания медицинской помощи поступило в минувшем году в шымкентский филиал НАО «Фонд социального медицинского страхования».
— Основные причины жалоб связаны с вопросами организационного характера, в том числе несвоевременным отпуском некоторых бесплатных лекарственных препаратов. По 65 жалобам филиалом проведены внеплановые мониторинги. По выявленным нарушениям к медицинским организациям применены штрафные санкции на сумму более 23,5 млн тенге. В том числе выявлено 1406 фактов не оказанных консультативно-диагностических услуг в поликлиниках города, по которым применены меры экономического воздействия на сумму более 12 млн тенге. Информация по выявленным нарушениям на постоянной основе передается в управление здравоохранения акимата для принятия мер по компетенции, — сообщили агентству Kazinform в шымкентском филиале НАО «Фонд социального медицинского страхования».
Масштабные реформы
Реагируя на критику руководства страны и многочисленные претензии населения, в Министерстве здравоохранения РК заявили о начале реформ, которые ведутся по четырем основным направлениям.
— Это кардинальная перезагрузка системы ОСМС, модернизация системы оказания медицинской помощи, перестройка системы государственного управления отраслью и снижение карманных расходов граждан. Предложения и механизмы уже отработаны на уровне Фонда медицинского страхования и Министерства здравоохранения и сейчас находятся на рассмотрении Правительства, — сообщили в Минздраве.
В ведомстве отметили, что повышению эффективности системы ОСМС будет, в частности, способствовать внедрение распределения объемов медуслуг на основе критериев оценки деятельности медицинских организаций.
— Такое распределение будет способствовать повышению качества медуслуг, улучшению сервисной части здравоохранения и более справедливому распределению страховых средств. Клиники с лучшими показателями, с наименьшим количеством жалоб со стороны пациентов, работающие с соблюдением стандартов оказания медпомощи, должны соответственно поощряться и получать большие возможности на рынке, — добавили в ведомстве.
По информации Минздрава, параллельно ведется обеспечение единого пула средств ГОБМП и ОСМС.
— В условиях ограниченного финансирования мы стремимся найти самое оптимальное решение, которое максимально удовлетворит потребность населения в медицинской помощи. Предпосылок для объединения было несколько. К примеру, медработники часто жаловались на усложненный процесс работы. Хотя прошло уже больше четырех лет с начала внедрения ОСМС, медики до сих пор тратят много времени при определении источников финансирования. Теперь деньги из республиканского бюджета и активы ОСМС будут консолидироваться на едином счете Нацбанка и направляться на финансирование медицинских услуг согласно потребностям населения без разграничения сумм по пакетам ГОБМП и ОСМС, — пояснили в Минздраве.
По информации ведомства, в данный момент вносятся изменения в более чем 20 НПА, связанных с объединением потоков в единый пул. Параллельно ведется подготовка Единой информационной системы Фонда социального медицинского страхования.
Обещают в Минздраве также не оставить без внимания вопросы приписок и не всегда удовлетворительного качества оказываемых медуслуг. Для этого вносятся изменения в Правила проведения мониторинга.
— Что касается обратной связи с пациентом, получает ли он по факту медуслуги или имеют место так называемые приписки, то тут основная роль принадлежит полной оцифровке всех процессов по оказанию медуслуг, оплате и контроле качества. Нужно учитывать, что в день оказываются миллионы медицинских услуг, которые невозможно отследить физически, или приставить к каждому врачу проверяющего эксперта. Такую задачу по прозрачности процессов можно реализовать осуществив цифровизацию системы здравоохранения, где человеческий фактор будет сведен к минимуму, — пояснили в Минздраве.
Недовольство казахстанцев качеством медуслуг и вопросы их доступности, в частности, когда для визита к профильному специалисту требуется направление врача общей практики, в Минздраве пытаются решить внеся изменения в Правила оказания медпомощи.
— С 1 марта текущего года сокращен перечень анализов на плановую госпитализацию на 42 исследования и увеличены сроки их действия с 10 до 14 дней. С 1 апреля нормативно закреплена возможность прямого обращения к профильным специалистам без получения направления от врача общей практики. Кроме того, утверждается новый алгоритм совместной работы врача общей практики и профильных специалистов, что обеспечит мультидисциплинарный подход динамического наблюдения пациентов с хроническими заболеваниями, — добавили в ведомстве.
В Минздраве напомнили, что внедрение системы ОСМС было обусловлено необходимостью увеличения доступности медпомощи и решения проблемы дефицита финансирования. Так, в 2019 году на здравоохранение, в целом по стране, было предусмотрено 1,03 трлн тенге, 2024 году же — 2,8 трлн. В ведомстве уверяют, что увеличение финансирования позволяет расширить объем оказываемых медицинских услуг.
Финансовая дисциплина и контроль
Говоря о неэффективности расходования выделяемых средств, в ведомстве признают, что происходит это вследствие «отсутствия финансовой дисциплины и бесконтрольности медорганизаций».
— Приоритетной задачей министерства является достижение высокого уровня финансовой дисциплины, реинжиниринг всех процессов планирования и освоения средств, введение персональной ответственности на всех этапах и жесткий спрос за достижение результатов. Каждый бюджетный тенге, как и деньги Фонда социального медицинского страхования, должны быть на контроле. Проверки эффективности расходования средств в медицинских организациях выборочно уже проводятся и выявляются факты нецелевого, неэффективного расходования вверенных средств. По данным фактам будут приняты решительные меры для пресечения подобной практики, — заверили в Минздраве.
Здесь также напомнили, что казахстанская модель обязательного медстрахования является солидарной, а не накопительной.
— Не имеет значения, обращался ли конкретный человек за медицинской помощью, так как здесь не предусмотрены персональные счета с накоплениями взносов. Казахстанскую модель построили как социально ориентированную, чтобы не ограничивать пациента в объеме и стоимости получаемого лечения, которое ему требуется по состоянию здоровья, — резюмировали в ведомстве.
Ирина ГАЛУШКО
Вся пресса за 28 апреля 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 января 2025 г.
|
|
Ведомости, 21 января 2025 г.
Бум IPO подстегнул компании страховать ответственность топ-менеджеров
|
|
74.ru, Челябинск, 21 января 2025 г.
В Челябинске снизили тарифы ОСАГО
|
|
Известия, 21 января 2025 г.
Суд с котом: ветврач имитировала несчастья с питомцами ради страховки
|
|
Росбалт, Санкт-Петербург, 21 января 2025 г.
Из-за роста цен выплаты по ОСАГО предложили увеличить на 30%
|
|
СенатИнформ, 21 января 2025 г.
Максимальную сумму выплат по ОСАГО хотят поднять до 650 тыс. рублей
|
|
Коммерсантъ, 21 января 2025 г.
«Автогражданке» указали дорогу на подъем
|
20 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 января 2025 г.
13 способов, которыми ИИ продвигает маркетинг страхования
|
|
РИА56, Оренбург, 20 января 2025 г.
Оренбургские водители могут дистанционно запросить выплаты по ОСАГО при любых ДТП
|
|
Главбух, 20 января 2025 г.
С 27 января изменятся ставки по ОСАГО
|
|
Курсив, Ташкент, 20 января 2025 г.
В Узбекистане внедряют рейтинг страховых компаний
|
|
Московская газета, 20 января 2025 г.
Аграрии не ждут милости от природы
|
|
Справедливая Россия, 20 января 2025 г.
СРЗП требует от Центробанка встать на защиту населения в вопросах ОСАГО
|
|
РИА Новости, 20 января 2025 г.
Пострадавшим при падении подъемника в клинике могут выплатить страховку
|
|
Live24.ru, 20 января 2025 г.
Онлайн-заявления по ОСАГО: новый формат для ярославских автовладельцев
|
|
Интерфакс, 20 января 2025 г.
В законе об ОСАГО предложено повысить лимиты выплат на 30% без корректировки тарифов
|
|
Банковское обозрение, 20 января 2025 г.
Страховщики в 2024 году стали отраслью с наименьшим числом чат-ботов
|
|
РИА Дагестан, 20 января 2025 г.
Автострахование в Дагестане подорожает с конца января 2025 года
|
 Остальные материалы за 20 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|